Несколько дней назад первый президент Армении Левон Тер-Петросян выступил с новой концептуальной статьей о причинах поражения Армении во второй Карабахской войне. Новое выступление духовного лидера армянского народа вызвало большой резонанс в армянском обществе и привлекло внимание экспертного сообщества в самом Азербайджане.
Левон Тер-Петросян подчеркивает, что начиная с 1997 года все политические силы в Армении, за исключением Армянского общенационального движения (АОД), которое возглавлял первый президент, последовательно срывали все благоприятные возможности для компромиссного решения карабахской проблемы и встали на губительный путь сохранения статус-кво и отказа от компромиссов.
Этот курс стал проводимой на государственном уровне политикой следующих режимов Армении, приведя к катастрофе, в которой эти силы сегодня обвиняют только премьер-министра Пашиняна.
Левон Тер-Петросян возлагает вину и на армянскую интеллигенцию
«Свою долю ответственности несет также и так называемая элита нации: подавляющее большинство интеллигенции, политологов, аналитиков, журналистов, академических ученых, вузовской профессуры и лидеры почти всех национальных структур диаспоры. Одним словом, все те силы, которые сделали тезисы «Ай Дата» - «ни пяди земли» - национальным вероисповеданием армянства, причем столь же неоспоримым, как и Библия, - заявил Левон Тер-Петросян и продолжил: - Образно говоря, все перечисленные силы при окончательной роли Никола Пашиняна блестяще осуществили два «завета» Вазгена Саргсяна (министр обороны в правительстве Тер-Петросяна, премьер-министр Армении – ред.): «завоеванную кровью землю не сдают на бумаге» – то есть сдают большей кровью, что и произошло, «пойдем на компромисс тогда, когда будем вынуждены» – а вынужденное решение не что иное, как капитуляция, что также стало действительностью.
Справедливости ради считаю своим долгом отметить, что к своей чести Вазген, хотя и поздно, почувствовал свою ошибку и попытался исправить ее путем сформированного с Кареном Демирчяном (бывший первый секретарь ЦК Компартии Армении, после падения правительства Тер-Петросяна занимал пост спикера парламента – ред.) блока. Я убежден, что этот блок, при переоценке своей ошибки Вазгеном Саргсяном и с мудростью Карена Демирчяна, мог вернуть процесс карабахского урегулирования в реалистичное русло. Однако преступление 27 октября (теракт в армянском парламенте – ред.) положило конец этому вселяющему надежду процессу», - пишет Тер-Петросян.
Справедливости ради считаю своим долгом отметить, что к своей чести Вазген, хотя и поздно, почувствовал свою ошибку и попытался исправить ее путем сформированного с Кареном Демирчяном (бывший первый секретарь ЦК Компартии Армении, после падения правительства Тер-Петросяна занимал пост спикера парламента – ред.) блока. Я убежден, что этот блок, при переоценке своей ошибки Вазгеном Саргсяном и с мудростью Карена Демирчяна, мог вернуть процесс карабахского урегулирования в реалистичное русло. Однако преступление 27 октября (теракт в армянском парламенте – ред.) положило конец этому вселяющему надежду процессу», - пишет Тер-Петросян.
Экс-президент убежден, что армянский народ не имеет никакой вины в выпавшей на долю страны катастрофе, не виновата в поражении и армянская армия. «Мы проиграли не Азербайджану, а сами навлекли на себя это поражение из-за незрелости политической мысли», - написал Тер-Петросян.
Он с сожалением отмечает, что в послевоенный период риторика как в самой Армении, так и в диаспоре насыщена «напрасными» надеждами на поддержку международного сообщества и «несерьезными, если не сказать - опасными» угрозами в адрес Азербайджана и Турции.
последняя надежда на мир между Азербайджаном и Арменией, по оценке Левона Тер-Петросяна, была упущена после расстрела Вазгена Саргсяна и Карена Демирчяна
Далее Левон Тер-Петросян проводит экскурс в историю и отмечает, что за свою жизнь встречал всего несколько представителей армянской интеллигенции, которые еще в советские годы, размышляя о будущем Армении, призывали не повторять исторических ошибок и жить в мире с соседями. Это его преподаватель Рафаэль Ишханян, а также известные армянские историки Левон Хачикян, Акоп Папазян, Гагик Саркисян, Рачья Бартикян, Владимир Бархударян, Ашот Арутюнян и Ваан Байбурдян.
«А в прошлом только особые люди, в частности, Патриарх Константинопольский Магакия (занимал пост в 1896-1908 гг. – ред.), имели смелость публично призывать к осторожности в армяно-турецких отношениях, что привело к его низложению в 1908 году. Следующим, пожалуй, будет Ованес Каджазнуни (премьер-министр Армении в 1918-1919 гг - ред.), который публично обратился к ошибкам прошлого после краха Первой республики, что, однако, не умаляет его заслуг», - говорится в статье.
Далее Тер-Петросян пишет о банкротстве армянской политической мысли и ее трагических последствиях. По его словам, активисты карабахского движения и члены комитета «Карабах» из «поколения национального пробуждения 1965 года» устали от идей, где главным были лозунги «земли-земли».
Тер-Петросян напомнил армянам об откровениях Ованеса Каджазнуни
«Вот почему, когда Вазген Манукян заявил на одном из первых митингов в 1988 году, что «нет постоянных друзей, нет постоянных врагов», это стало бомбой как для протестующих, так и среди так называемой номенклатурной интеллигенции. Еще больший шок вызвала публикация статьи Рафаэля Ишханяна «Исключение третьей силы». Далее в июне 1989 года было мое выступление на заседании Верховного Совета Армянской ССР», - пишет экс-президент.
Тер-Петросян отмечает, что постепенно армянская общественность стала воспринимать новый образ мышления, основанный на отказе от иллюзий. Поэтому с этим зарождающимся мышлением так яростно боролась номенклатурная интеллигенция во главе с Сильвой Капутикян, Лендрушем Хуршудяном и Зорием Балаяном.
«В 1990-1998 годах таким требованиям не было места в государственной политике, проводимой властями Армении. Все изменилось после переворота 1998 года, когда это стало основой политики следующего правительства, разрушительные последствия которой я попытался раскрыть в своей статье», - сказал он.
Экс-президент Армении добавил, что если в начале карабахского движения идея «земли-земли» была отвергнута лишь определенными людьми, то сегодня отказ от этой идеологии стал верой десятков тысяч представителей нового поколения. Это явление, по словам Тер-Петросяна, вселяет некоторую надежду и оптимизм на будущее в нынешней мрачной реальности.
Отдел информации haqqin.az https://haqqin.az/oldage/210722
Отдел информации haqqin.az https://haqqin.az/oldage/210722